«Бескаркасные автокресла» в случае дорожно-транспортного происшествия не смогут выполнить защитных функций, возлагаемых на детское удерживающее устройство.
Официальная позиция Росстандарта по вопросу реализации суррогатов ДУУ на территории Российской Федерации содержится в прилагаемом письме от 21 октября 2020 № АК-17250/05.
Совет Матерей регулярно выявляет магазины, осуществляющие продажу суррогатов ДУУ, в том числе в Вашем регионе, и размещает о них информацию па «Доске позора» https://www.vremyarozat.ru/stena-pozora/ .
Анализируя всю поступающую в Совет Матерей информацию, мы видим, что в основном продавцы продают суррогаты ДУУ, а родители и перевозчики их покупают и используют только потому, что не знают о том, какой вред может быть причинен ребенку в случае аварии.
В целях информирования товаропроизводителей, продавцов, перевозчиков и родителей о высокой степени опасности использования несертифицированных ДУУ, суррогатов ДУУ, а также ДУУ не соответствующих росту, весу возрасту ребенка, Росстандартом и АНО «Выбор Родителей» при участии Совета Матерей подготовлена памятка, содержащая подробную информацию о том, как подобрать детское удерживающее устройство, которое максимально защитит ребенка в случае аварийной ситуации на дороге.
Кроме того, в памятке разъясняются причины и размеры штрафов за использование и продажу опасных удерживающих устройств и последствия, которые может повлечь нарушение правил перевозки детей в легковом автомобиле.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с возложенными Правительством Российской Федерации полномочиями осуществляет государственный контроль (надзор) в отношении находящихся в обращении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), входящих в область применения технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее — Технический регламент).
В соответствии с пунктом 35 Приложения № 10 к Техническому регламенту удерживающие устройства (системы) для детей (далее — ДУУ) должны соответствовать Правилам ООН № 44-04.
Вместе с тем в Росстандарт поступает информация о наличии в обращении на территории Российской Федерации разного рода устройств, предлагающихся в качестве альтернативы ДУУ, соответствующим Правилам ООН № 44-04, такие как: «корректоры лямок ремней безопасности», «направляющие лямки», «адаптеры», «треугольники» и т.д. (далее — суррогаты ДУУ). Данная продукция реализуется как через розничные точки, включая федеральные и региональные сетевые магазины, так и через интернет - магазины.
Результаты динамических испытаний, проведенных в аккредитованной лаборатории ФГУП «НАМИ», однозначно показывают: все испытанные устройства типа «направляющая лямка» не обеспечивают требуемый уровень безопасности ребенка. Происходит сильная перегрузка органов брюшной полости поясной лямкой ремня безопасности, что может привести к серьезному травмированию внутренних органов.
На основании результатов многочисленных испытаний по инициативе экспертов от Российской Федерации в рамках работы Всемирного форума
для согласования правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в Правила ООН № 44-04 внесено дополнение 1 1 (вступило в силу в феврале 2017 года), которое указывает на то, что «направляющая лямка рассматривается как составной элемент детской удерживающей системы и не может отдельно официально утверждаться в качестве детской удерживающей системы в соответствии с настоящими Правилами». Это исключает возможность сертификации, а также легального выпуска в обращение и обращение суррогатов ДУУ.
Вместе с тем недобросовестные организации осуществляют обращение на рынке суррогатов ДУУ под различными наименованиями, в том числе в качестве «аксессуаров для детей». Де-факто такая продукция продолжает продаваться в качестве ДУ У, что представляет риск для жизни и здоровья детей при ее использовании.
В связи с этим, руководствуясь интересами безопасности жизни и здоровья неограниченного круга лиц, в первую очередь детей, в случае выявления факта реализации таких суррогатов ДУУ необходимо:
а) рассматривать устройства, которые могут применяться для удерживания детей при перевозке автомобильным транспортом, в силу их назначения в качестве ДУУ, являющимися объектами регулирования Технического регламента, независимо от их наименования;
б) предпринимать все необходимые меры по предотвращению обращения суррогатов ДУУ на рынке, включая меры, предусмотренные главами 6 и 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
в) рассматривать факты выпуска в обращение и обращения суррогатов ДУУ в качестве нарушения требований Технического регламента, влекущего за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ;
г) обеспечить максимальное информирование граждан и заинтересованные организации, в том числе через СМИ, о существующих рисках для жизни и здоровья детей вследствие использования суррогатов ДУУ и о фактах их реализации.